Сегодня речь о секретах «строения» запаха, или – о верном способе отличить качественную парфюмерию.
Только дешевые «ширпотребные» парфюмерные средства состоят из одного-двух «пахучих» компонентов. Если туалетный «дезодорант» состоит из одного пахучего вещества, то и запах его фактически не изменится после использования, а будет одинаково раздражать ваш нос, покуда не выветрится.
Серьезные же парфюмерные изделия – так и называемые «композиции», состоят из многих, зачастую из многих десятков компонентов, к тому же, как правило, натуральных. Одно из отличий натуральных ароматических веществ от синтетики – изменчивость запаха. Синтетический ароматизатор либо вообще не изменится после употребления, либо перемена запаха будет минимальна и незаметна.
Другое дело – натуральные ароматические вещества. Они, во-первых, быстро улетучиваются. Без использования специальных добавок натуральные пахнущие вещества будут ощущаться полчаса-час, редко – пару часов. Во-вторых, они очень быстро изменяются на воздухе сами по себе (окисляются), и запах также меняется. Далее, натуральные компоненты склонны реагировать между собою. Пример подобного взаимодействия – вино, которое чем дольше стоит, тем лучше становится – а все из-за медленного, скрытого взаимодействия составных компонентов.
К парфюмерии обычно правило «чем старше – тем лучше» не относится, но и здесь – смесь многих натуральных пахнущих веществ медленно реагирует и в закрытом флаконе, а после распечатывания скорость реагирования увеличивается в десятки раз из-за кислорода воздуха.
Наконец, характер реакций, происходящих в парфюмерном средстве, будет определяться особенностями вашего кожного секрета.
Нетрудно заметить, насколько сложным превращениям подвергается парфюмерное средство – духи, одеколон и тому подобное, после употребления, особенно, если это средство содержит натуральные компоненты.
Еще один секрет качественной парфюмерии – «ступенчатость» ароматов. Натуральные компоненты после нанесения начинают реагировать между собой – и улетучиваться (они реагировали и раньше, во флаконе, но тут все происходит быстрее из-за доступа кислорода). Это сложнейшее превращение приводит к тому, что одно и то же парфюмерное средство будет пахнуть по-разному в разные моменты времени.
Многие парфюмеры выделяют три стадии существования запаха, или, как еще говорят – три ноты. Первая нота существует несколько минут – временные границы здесь очень условны, все зависит от компонентов, от их сочетаний, от температуры помещения, температуры тела или другой поверхности, на которую нанесли парфюмерию, и так далее. Можно считать, что первая нота, иначе называемая «головной», длится до четверти часа. За это время улетучиваются самые нестойкие компоненты и происходят основные, самые быстрые превращения запаха из-за взаимодействия компонентов.
Вторая нота аромата, по-другому называемая «сердечной», будет продолжаться несколько часов. Здесь мы тоже не можем четко определять время, условно примем – пара-тройка часов. На протяжении «сердечной» ноты парфюмерия отражает основной замысел мастера-парфюмера, именно это и есть «фирменный» запах этой марки духов или одеколона. В течение времени второй ноты улетучиваются компоненты средней стойкости и завершается основное количество метаморфоз запаха.
Наконец, третья нота – также называемая «шлейфовой» или просто «шлейфом», а иногда – «базовой» или «основной». В течение этой ноты вы будете ощущать наиболее стойкие компоненты парфюмерного продукта – и результаты последних, самых медленных реакций взаимодействия между компонентами. Третья нота будет звучать – в зависимости от состава парфюмерии и прочих условий – до полусуток, а то и до суток, редко – дольше. Продолжительность третьей ноты зависит от того, были ли добавлены – и сколько именно – специальные низколетучие компоненты, предназначенные специально для продления запаха, такие, как мускус или амбра. Эти компоненты очень дороги и в «ширпотребных» парфюмерных средствах заменяются синтетическими аналогами – с соответственно плачевными результатами.